Всем хорошо известен печальный опыт советских автотранспортных предприятий, многие из которых в девяностые годы оказались банкротами или на грани банкротства. В результате с развитием рыночных отношений в нашей стране оголился целый фронт работ для частного бизнеса и предприниматели начали занимать пустующие рыночные ниши в транспортных и грузовых перевозках. Многие частные предприниматели сначала покупали один грузовичок, чаще всего это была самая недорогая Газель или импортный бывший в употреблении микроавтобус-бусик. Такие предприниматели начали перевозить грузы для частных заказчиков и для корпоративных клиентов — мебель, строительные материалы, продукты питания.
Конкуренция на рынке грузовых перевозок привела к тому, что сейчас потребитель требует от перевозчиков снижения цен, «прибытия точно во время», абсолютного отсутствия поломок в дороге, предоставления более широкого спектра услуг. Все это возможно при повышении организации транспортного бизнеса. Таким организующим звеном в этом бизнесе сейчас становятся диспетчерские фирмы, соединяющие в кратчайший период поставщика транспортных услуг и его потребителя.
Особенностью функционирования службы такси является то, что потребитель ожидает от этой службы более высокого стандарта качества услуги, нежели от простого водителя-частника.
Рассмотрим основные технологические и финансовые аспекты организации этого системного бизнеса.
МАТЧАСТЬ НАДО ЗНАТЬ.
Для организации бизнеса необходимо небольшое помещение, в котором непосредственно будут рабочие места диспетчеров — с учетом 6 квадратных метров на человека, плюс помещение для серверной, плюс помещение для административного персонала. Таким образом, понадобится офис площадью около 150 квадратных метров. Место для размещения офиса нужно выбирать с учетом того, что будут следующие операции: принятие и обслуживание заказов диспетчерами, заключение договоров с собственниками автотранспорта, ведение переговоров, разрешение спорных вопросов с водителями грузовых автомобилей и спецтехники. Также необходимо предусмотреть место для проведения техосмотра автомобилей. Целесообразно разместить офис на окраинах городов, в промзонах, главное то, что диспетчерский цент грузового такси должен размещаться в месте с хорошей транспортной развязкой и наличием большой парковки. Кстати, место расположения офиса в плане цены имеет положительный момент — цены в пригородах и на окраинах городов в два раза дешевле, нежели в районах, примыкающих к центральным улицам.
Кроме помещения для организации бизнеса необходима технологическая начинка - компьютеры подключенные к серверу, средства связи, программное обеспечение. Основным технологическим элементом является рабочее место диспетчеров, связанных в локальной сети с сервером. Оборудование рабочего места диспетчера — компьютер, телефоны (стационарный и мобильные) стул, стол.
КАДРЫ РЕШАЮТ ВСЕ.
Необходимый персонал:
Администратор
осуществляет тактическое руководство диспетчерским центром: заключает договора с предпринимателями, водителями, улаживает спорные вопросы, руководит диспетчерами, проводит подбор и подготовку диспетчеров, планирует работу диспетчерского центра, проводит мониторинг рынка услуг грузового транспорта, устанавливает цену на весь спектр услуг диспетчерского центра. На должность администратора подойдет опытный диспетчер. Подчиняется директору (собственнику) диспетчерского центра.
Системный администратор
Осуществляет наладку, подстройку компьютерной системы диспетчерского центра. Подчиняется директору (собственнику) диспетчерского центра.
Вспомогательный персонал (бухгалтер)
Ведет бухгалтерский учет. Подчиняется (директору) собственнику.
Диспетчера
Ключом к организации эффективной работы службы такси является организация работы основного персонала службы — команды диспетчеров. Анализ работы многих действующих служб грузового такси показывает то, что работа диспетчера предполагает наличие у работника многих порой противоречивых качеств, присущих как только мужчинам (знание техники), так и наличие чисто женских качеств(педантичность, лояльность, приятный голос). Эффективный диспетчер должен обладать довольно таки широким кругозором и наличием житейского опыта, чтобы в нужный момент быстро принять решение и предложить клиенту, какой конкретно вид транспорта ему нужен в зависимости от перевозимого груза — качествами, появляющимися в человеке с возрастом, и одновременно нужно уметь очень быстро учиться, уметь работать с компьютером, средствами связи — качествами, присущими более молодым людям. Поэтому скорее всего, наилучшим вариантом, будет взять на работу молодых людей, которые порасторопнее и провести обучение касательно техники и видов и объемов грузов.
Подчиняются администратору диспетчерского центра.
Клиент (потребитель транспортной услуги) на первом этапе обращается по телефону в диспетчерський центр с заявкой о перевозке определенного вида груза в определенное место и в определенное время. Диспетчер принимает заказ (информация о заказе отражается в базе данных и поступает на сервер диспетчерского центра). На втором этапе диспетчер в базе данных автомобилей и перевозчиков, имеющейся на сервере находит необходимый автомобиль, свободный на тот момент времени, который устраивает клиента и связывается с этим водителем этого автомобиля по мобильному телефону. Водитель транспортного средства принимает заказ и следует на место, указанное клиентом. Диспетчер сообщает клиенту о прибытии автомобиля. Прибывший на место автомобиль загружается и перевозит груз в указанное клиентом место и получив расчет за услугу, сообщает о результатах выполнения работы диспетчеру. Диспетчер вносит информацию о выполнении заказ в базу данных, находящуюся на сервере.
ОРГАНИЗАЦИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО СЕРВИСА.
Диспетчерский центр помимо основного вида деятельности может предоставлять дополнительные услуги — услуги грузчиков, покупка и доставка необходимого товара к месту указанному клиентом, сотрудничество с торговыми сетями и предоставление скидок клиентам от фирмы (наверняка если Ваша фирма будет постоянно закупать большие партии товаров торговая сеть предоставит скидку. Это может дополнительно привлечь клиентов ведь за счет скидки перевозка груза из магазина для них может оказаться бесплатной)
ЦЕНОВАЯ ПОЛИТИКА И РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ.
Цены на услуги транспорта постоянно меняются, поэтому администратор диспетчерской службы должен постоянно отслеживать цены у конкурентов. Цена конечного продукта — транспортной услуги - для клиента диспетчерской службы такси состоит из тарифа на перевозку определенным видом транспорта(получает водитель), стоимости услуг диспетчера, оформившего заказ, дохода диспетчерского центра. Цена устанавливается на уровне рыночной, то есть не выше цен перевозчиков-частников. Заинтересованность водителей — предпринимателей поддерживается уровнем загрузки его заказами. Частник, работающий в одиночку без поддержки диспетчерского центра получает меньше заказов, что не восполняет его затрат даже при больших доходах от его услуг. В стоимостном выражении при заказе по городу за 1 час работы, автомобиля Газель клиент платит 25 гривен. Из них 2% или 50 копеек идут на заработную плату диспетчеру, обработавшему заказ, 8 % или 2 гривны получает диспетчерский центр. Средний доход небольшой службы грузового такси в месяц составляет в сумме от 40 тысяч гривен. Срок окупаемости службы грузового такси составляет период около 1 года.
САМОЕ ГЛАВНОЕ.
Все владельцы служб такси, диспетчерских служб такси говорят о значительных трудностях работы на первых этапах, в период становления. Предпринимателям, решившим взяться за этот бизнес, следует быть готовым к значительной текучке кадров, необходимости уметь заменить непосредственно собой любое звено – от бухгалтера до системного администратора. При том, что вести бухучет придется днем, а налаживать компьютерную систему - ночью. Но при должной мотивации цель оправдает средства – такой предприниматель создаст реальный системный бизнес, генерирующий прибыль, рабочие места для перевозчиков и удовлетворенность транспортными услугами по перевозке грузов у клиентов.
Вадим Штефан
|